Попов В.П., канд. пед. наук, доцент, Заслуженный тренер БССР (Белорусский государственный университет физической культуры)
В статье рассматриваются проблемы организации научного сопровождения подготовки профессиональных спортсменов. Автор формулирует принципиальные задачи, решение которых позволит тренировочному процессу быть реально управляемым.
Введение
Где проблемы?
В различных отраслях науки известен так называемый Принцип Парето. Итальянский экономист, математик и философ утверждал, что 80% УСПЕХА достигаются всего 20% приложенных усилий, а остальные 80% — второстепенные и незначительные[1;2;3]. Эта концепция нашла подтверждение во многих областях науки и практики. В спорте она уже давно реализовалась в тенденции «чем больше, тем лучше». И сейчас уже во многих видах спорта увеличивать обьем работы больше некуда. Можно предположить, что в этом фантастическом обьеме тренировочной работы крайне мало требуемого воздействия. Об этом все чаще говорят на конференциях мирового масштаба, таких как Третий международный форум «Хоккей будущего», 13.05-15.05.2016, Москва, Научно-практическая конференция «Актуальные вопросы подготовки тренерских кадров», Санкт- Петербург, 16-18.05.2016г. и многих других. Что же происходит? Почему снижается коэффициент полезного действия работы тренеров, почему увеличивается процент заболеваний и травм талантливых спортсменов. Мы чествуем тренера, подготовившего спортсмена мирового уровня, однако не интересуемся о количестве его учеников, покинувших большой спорт от ошибок в построении тренировочного процесса.
В чем причина?
В связи с запретом большинства фармакологических средств, позволявших ранее компенсировать ошибочное планирование, а точнее игнорировать законы функционирования организма, настал период срочного пересмотра стратегии работы в спорте высших достижений. По нашему мнению, в настоящее время важнейшей задачей является перезагрузка профессионального менталитета тренера. Первоочередным обьектом управления должно стать функциональное состояние спортсмена, а не параметры тренировочной нагрузки. Тренировочная нагрузка является важнейшим элементом системы подготовки спортсмена, однако она есть лишь средство воздействия на функциональные системы. Вспомним принцип 80/20. Известно множество примеров, когда один и тот же результат достигался значительно меньшим обьемом тренировочной работы. Так в плавании для выполнения нормы «мастер спорта» в одной группе требовалось наплавать 2000км в год, у другого тренера достаточно было 800км. Значимость сложившейся ситуации в спорте позволяет декларировать «Все, кто не поймет необходимость переориентации, рискуют навсегда остаться на обочине мирового спорта».
На какие вопросы потребуется ответить, что бы тренировочный процесс стал реально управляемым.
- Необходимо создать (упорядочить) каталог тренировочных заданий, применяемых в конкретном виде спорта, с четким определением их педагогической и физиологической направленности.
- В каждом отдельном случае потребуется определить величину тренировочной нагрузки, создаваемой этими тренировочными заданиями, что бы стимулировать адаптацию (реактивность организма) в нужном направлении.
3.Потребуется ответить на вопрос: «Какой должна быть продолжительность направленного воздействия тренировочной программы в каждом планируемом цикле, что бы получить желаемые функциональные изменения».
- Будет нужна методика оценки ежедневной готовности адаптационной системы к выполнению тренировочной нагрузки, так называемая оценка оперативной тренируемости спортсмена в конкретном занятии.
5.Более сложной является задача выяснения, как будут взаимодействовать тренировочные нагрузки разной направленности в масштабе отдельного занятия, микроцикла и др. Важно помнить, что общий адаптационный ответ организм дает только на один преимущественный внешний стимул.
6.Весьма актуальным и нерешенным остается вопрос «Завершилась ли планируемая адаптация после выполненной тренировочной работы?». Имеется опасность прерывания процесса адаптации и потери результата работы в конкретном блоке тренировочной программы.
Очевидно, что для получения ответа на поставленные вопросы потребуется БИОЛОГИЧЕСКАЯ НАВИГАЦИЯ [4], понимаемая как:
— ежедневный мониторинг готовности организма спортсмена «принять» нагрузку. К сожалению, многие тренеры уверены, что можно управлять адаптацией не согласовывая свои намерения с текущим состоянием функциональных систем. Уже нет сомнений, что готовность организма к адаптации конкретной направленности не постоянна. Это явилось причиной появления нового понятия в теории тренировочной нагрузки — «окно тренируемости»[5], трактуемое как готовность функциональных систем обеспечить выполнение тренировочной нагрузки. Систематическое не попадание по направленности и величине тренировочной нагрузки в это «окно» приводит к срыву адаптации со всеми вытекающими последствиями;
— идентификация благоприятного момента для совершенствования конкретных двигательных способностей. Систематическое попадание тренировочной нагрузки в период неготовности к совершенствованию планируемой двигательной способности приведет к чрезвычайно высокой стоимости адаптации со всеми негативными последствиями [5];
— настало время отказаться от стационарного, линейного планирования нагрузки. Нельзя для изменяющейся, динамичной, вероятностной системы предлагать жесткое планирование, основанное преимущественно на календаре соревнований и негибком использовании теории периодизации, блочного построения и др. [5]
Что делать?
В связи с изложенным, возникает вопрос – может ли тренер самостоятельно обеспечить целенаправленное управление адаптационными процессами? Скорее всего нет!
Потребуется команда специалистов, способная превратить подготовку спортсмена в понятный и предсказуемый процесс управления ресурсами организма. Это комплексная научная группа (КНГ), рассматриваемая как интеллектуальный потенциал тренерского штаба.
Для результативной работы такой группы необходим руководитель педагогического профиля, способный принять участие в разработке, анализе, оценке и коррекции программы подготовки. Его задача интерпретировать результаты исследований специалистов медико-биологического профиля и с помощью полученной информации найти ответ на многие «ПОЧЕМУ», позволяющие внести коррекцию в программу подготовки. Попутным и очень важным результатом такой работы будет повышение уровня профессионализма тренеров, получающих комплексную информацию об эффективности реализованной программы.
Влияние работы КНГ на профессиональный уровень тренерского состава несомненно и подтверждено мировым опытом работы научных групп с командами профессионального уровня. Предлагаемая ниже организация работы тренеров и научных сотрудников позволит создать единый коллектив, способный решать сложные задачи подготовки спортсменов.
Как сделать группу научного обеспечения влиятельным фактором, гарантирующим повышение эффективности подготовки
1.Сотрудники группы (руководитель) участвуют в аттестации тренеров национальной команды. Аттестация должна проходить в форме доклада-презентации тренером его программы работы на период заключения контракта. Имеющийся опыт показал, что участие научных сотрудников в обсуждении программы работы кандидата на пост тренера помогает обьективно оценить его профессиональный уровень, соответствие программы современным принципам планирования и управления, а также дать оценку ее перспективности. В народном хозяйстве это называют экспертизой проекта. Аттестация в этом случае перестанет быть формальной.
- Сотрудники группы принимают участие в планировании и согласовывают с тренером программу подготовки на каждый период в отдельности. Комплексный контроль результатов проделанной работы на каждом этапе позволит оценить эффективность программы и внести своевременную коррекцию.
3.Сотрудники группы контролируют выполнение программы (решение поставленных задач) и предоставляют главному тренеру или руководству анализ результатов подготовки по этапам с оценкой и предложениями по работе.
- По окончанию периода подготовки и участия команды в целевых соревнованиях руководитель КНГ отчитывается совместно с тренерским составом за результат проделанной работы со всеми вытекающими последствиями (поощрения, награды, расформирование группы и др). Оценка результата совместной работы научной группы и тренерского коллектива влияет на их дальнейшую профессиональную карьеру.
Выводы
1.Важно прийти к пониманию, что тренировочный процесс – это адаптационный процесс, а управление подготовкой спортсмена — это управление адаптационными изменениями в его организме. Знание и понимание адаптационных изменений, происходящих в организме спортсмена, являются ключом к решению поставленных задач.
- Необходимо отказаться от стационарного, линейного планирования нагрузки. Нельзя для изменяющейся, вероятностной системы предлагать жесткое планирование, основанное преимущественно на календаре соревнований и негибком использовании теории периодизации и др.
3.Пришло время задать необходимый статус группе научного сопровождения, что позволит процессу подготовки быть эффективным и реально управляемым.
ЛИТЕРАТУРА
1.Блауг,М. Парето Вильфредо /М.Блауг// 100 великих экономистов до Кейнса = Great Economists before Keynes: An introduction to the lives & works of one hundred great economists of the past. — СПб. : Экономикус, 2008. — С. 233-235. 352 с. — (Библиотека «Экономической школы», вып. 42).
2.Осипова Е. В. Социологическая система Вильфредо Парето /Е.В.Осипова // История буржуазной социологии XIX — начала XX века / Под ред. И. С. Кона. — М. : Наука, 1979. — С. 309-331.
Добронравов, И. .С. Парето Вильфредо / И.С.Добронравов,И.Т. Латинский // Отоми — Пластырь. — М. : Советская энциклопедия, 1975. — (БЭС : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров; 1969-1978, т. 19).
Fomin, R. Coach User Guide https://omegawave.blob.core.windows.net/sitematerials/default-document-library/ow-coach-user-guide.pdf Время входа 12/03/2017.
5.Fomin, R.Windows of Trainability: the Professional Coach’s Handbook /R.Fomin,V.Nasedkin// Electronic Publication, 2014.P.84.