АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СПОРТСМЕНОВ

  Попов В.П.,  канд. пед. наук,  доцент, Заслуженный тренер БССР (Белорусский государственный университет физической культуры)

     В статье рассматриваются проблемы организации научного сопровождения подготовки профессиональных спортсменов. Автор формулирует принципиальные задачи, решение которых позволит тренировочному процессу быть реально управляемым.

Введение

Где проблемы?

В различных отраслях науки известен так называемый  Принцип Парето. Итальянский экономист, математик и философ утверждал, что 80%  УСПЕХА достигаются всего 20% приложенных  усилий,  а остальные 80% — второстепенные и незначительные[1;2;3]. Эта концепция нашла подтверждение во  многих областях науки и практики. В спорте она  уже давно реализовалась в  тенденции «чем больше, тем лучше». И сейчас  уже во многих видах спорта увеличивать обьем работы больше некуда. Можно предположить, что в этом фантастическом обьеме тренировочной работы крайне мало требуемого воздействия. Об этом  все чаще говорят на конференциях мирового масштаба, таких как Третий международный форум «Хоккей будущего», 13.05-15.05.2016,  Москва,   Научно-практическая конференция «Актуальные вопросы подготовки тренерских кадров»,  Санкт- Петербург, 16-18.05.2016г. и многих других.  Что  же происходит? Почему снижается коэффициент полезного действия   работы тренеров, почему увеличивается  процент    заболеваний и травм талантливых спортсменов.  Мы чествуем  тренера, подготовившего спортсмена мирового уровня,  однако не интересуемся о количестве его учеников, покинувших большой  спорт  от   ошибок  в построении тренировочного процесса.

В чем причина?

В связи с запретом большинства фармакологических средств, позволявших ранее компенсировать  ошибочное планирование, а точнее игнорировать законы функционирования организма,  настал период срочного пересмотра стратегии работы в  спорте высших достижений. По нашему мнению, в настоящее время важнейшей задачей является перезагрузка профессионального менталитета тренера.  Первоочередным обьектом  управления должно  стать  функциональное  состояние спортсмена,  а не   параметры тренировочной нагрузки. Тренировочная  нагрузка является важнейшим элементом системы подготовки спортсмена,  однако она есть  лишь средство воздействия на функциональные системы.  Вспомним принцип 80/20. Известно множество примеров,  когда один и тот же результат достигался  значительно  меньшим  обьемом  тренировочной работы. Так в плавании  для выполнения нормы «мастер спорта»  в одной группе требовалось наплавать 2000км в год,  у другого  тренера достаточно было 800км. Значимость сложившейся ситуации в спорте позволяет декларировать «Все, кто не поймет необходимость   переориентации, рискуют  навсегда остаться на обочине мирового спорта».

На  какие  вопросы потребуется  ответить, что бы  тренировочный процесс стал реально управляемым.

  1. Необходимо создать (упорядочить) каталог тренировочных заданий, применяемых в конкретном виде спорта, с четким определением их педагогической и физиологической  направленности.
  2. В каждом отдельном случае потребуется  определить  величину тренировочной нагрузки,  создаваемой  этими тренировочными заданиями, что бы   стимулировать адаптацию  (реактивность организма)  в нужном  направлении.

3.Потребуется ответить  на вопрос:  «Какой должна быть продолжительность  направленного  воздействия тренировочной программы в каждом планируемом цикле, что бы получить желаемые функциональные изменения».

  1. Будет нужна методика оценки ежедневной готовности адаптационной системы к выполнению тренировочной нагрузки, так называемая оценка оперативной тренируемости спортсмена в конкретном  занятии.

5.Более сложной является задача  выяснения,  как  будут взаимодействовать  тренировочные нагрузки разной направленности  в масштабе отдельного занятия, микроцикла  и др. Важно помнить, что общий адаптационный  ответ  организм дает только на один преимущественный внешний стимул.

6.Весьма актуальным и нерешенным остается вопрос  «Завершилась ли  планируемая  адаптация после выполненной тренировочной работы?». Имеется опасность прерывания процесса адаптации и потери результата работы  в конкретном  блоке тренировочной  программы.

Очевидно, что для  получения ответа на  поставленные  вопросы  потребуется    БИОЛОГИЧЕСКАЯ НАВИГАЦИЯ [4], понимаемая как:

— ежедневный мониторинг готовности организма спортсмена  «принять» нагрузку. К сожалению, многие  тренеры уверены, что  можно управлять адаптацией не согласовывая  свои  намерения с текущим состоянием функциональных систем. Уже нет сомнений, что готовность организма к адаптации  конкретной направленности не постоянна. Это явилось причиной появления нового  понятия в теории тренировочной нагрузки  — «окно тренируемости»[5], трактуемое как готовность функциональных систем обеспечить выполнение тренировочной нагрузки. Систематическое не попадание по направленности и величине тренировочной  нагрузки  в  это «окно» приводит к  срыву  адаптации со всеми вытекающими последствиями;

— идентификация благоприятного момента для совершенствования конкретных          двигательных способностей.  Систематическое попадание  тренировочной нагрузки в  период  неготовности  к совершенствованию  планируемой двигательной способности приведет к чрезвычайно высокой  стоимости адаптации со всеми негативными последствиями [5];

— настало время отказаться от стационарного, линейного планирования нагрузки. Нельзя для изменяющейся, динамичной, вероятностной  системы предлагать жесткое планирование, основанное преимущественно  на календаре соревнований и негибком использовании теории  периодизации, блочного построения и др. [5]

Что делать?

В связи с изложенным, возникает  вопрос – может ли тренер  самостоятельно обеспечить целенаправленное управление адаптационными процессами?  Скорее всего нет!

Потребуется команда специалистов, способная превратить  подготовку спортсмена в понятный и  предсказуемый  процесс управления ресурсами организма. Это комплексная научная группа (КНГ),  рассматриваемая  как    интеллектуальный  потенциал тренерского штаба.

Для результативной  работы такой группы необходим руководитель педагогического профиля,  способный  принять участие в  разработке, анализе, оценке и коррекции программы  подготовки.  Его задача интерпретировать  результаты исследований специалистов медико-биологического профиля и с помощью полученной информации найти ответ на  многие «ПОЧЕМУ», позволяющие внести коррекцию в   программу  подготовки. Попутным и очень важным результатом такой работы будет   повышение уровня профессионализма тренеров, получающих комплексную информацию об эффективности реализованной  программы.

Влияние   работы  КНГ  на профессиональный  уровень тренерского  состава  несомненно и подтверждено  мировым опытом  работы  научных групп  с  командами  профессионального уровня. Предлагаемая  ниже организация работы тренеров и  научных сотрудников  позволит создать единый  коллектив, способный решать сложные задачи подготовки   спортсменов.

Как сделать группу научного обеспечения влиятельным  фактором, гарантирующим повышение эффективности подготовки

1.Сотрудники группы (руководитель)  участвуют  в  аттестации тренеров  национальной  команды. Аттестация должна  проходить в  форме доклада-презентации тренером его  программы работы на  период заключения  контракта. Имеющийся  опыт  показал, что участие научных  сотрудников   в обсуждении  программы работы кандидата  на пост тренера  помогает  обьективно оценить его профессиональный  уровень, соответствие программы современным принципам планирования и управления, а также дать оценку ее перспективности. В народном хозяйстве это называют   экспертизой проекта. Аттестация в этом случае перестанет быть формальной.

  1. Сотрудники группы принимают участие в планировании и согласовывают  с  тренером  программу подготовки   на   каждый  период   в  отдельности.  Комплексный контроль   результатов   проделанной  работы  на  каждом  этапе позволит  оценить  эффективность программы и внести своевременную коррекцию.

3.Сотрудники  группы  контролируют выполнение  программы (решение поставленных задач) и предоставляют   главному тренеру или руководству анализ  результатов  подготовки по этапам с оценкой и предложениями по  работе.

  1. По окончанию периода подготовки и участия команды в целевых соревнованиях руководитель КНГ  отчитывается  совместно с  тренерским  составом за  результат  проделанной  работы   со  всеми  вытекающими  последствиями (поощрения, награды, расформирование группы и др).  Оценка результата совместной работы  научной группы и тренерского коллектива   влияет на их  дальнейшую  профессиональную  карьеру.

Выводы

1.Важно прийти к пониманию, что тренировочный процесс – это адаптационный процесс, а управление подготовкой спортсмена — это управление адаптационными изменениями в его организме. Знание и понимание  адаптационных изменений, происходящих в организме спортсмена,  являются ключом к решению поставленных задач.

  1. Необходимо отказаться от стационарного, линейного планирования нагрузки. Нельзя для изменяющейся, вероятностной системы предлагать жесткое планирование, основанное преимущественно на календаре соревнований и негибком использовании теории  периодизации и др.

3.Пришло время задать необходимый статус  группе научного сопровождения, что позволит процессу подготовки  быть эффективным и реально управляемым.

ЛИТЕРАТУРА

1.Блауг,М. Парето Вильфредо /М.Блауг// 100 великих экономистов до Кейнса = Great Economists before Keynes: An introduction to the lives & works of one hundred great economists of the past. — СПб. : Экономикус, 2008. — С. 233-235.  352 с. — (Библиотека «Экономической школы», вып. 42). 

2.Осипова Е. В. Социологическая система Вильфредо Парето /Е.В.Осипова // История буржуазной социологии XIX — начала XX века / Под ред. И. С. Кона. — М. : Наука, 1979. — С. 309-331.

Добронравов, И. .С. Парето Вильфредо / И.С.Добронравов,И.Т. Латинский  // Отоми — Пластырь. — М. : Советская энциклопедия, 1975. — (БЭС : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров; 1969-1978, т. 19).

Fomin, R. Coach User Guide https://omegawave.blob.core.windows.net/sitematerials/default-document-library/ow-coach-user-guide.pdf  Время входа 12/03/2017.

5.Fomin, R.Windows of Trainability: the Professional Coach’s Handbook /R.Fomin,V.Nasedkin// Electronic Publication, 2014.P.84.

 

 

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели