Размышления о спортивном питании

Едим мы еду, но питаемся тем, что с ней поступает

 Беседа с известным специалистом по биохимии питания доктором мед. наук, профессором  Мухамеджановым Э.К. в Белорусском университете физической культуры.

Еще великий Альберт Эйнштейн сказал, что человек представляет из себя то, что он ест. Благодаря такому изречению не сложно представить какова должна быть пища спортсмена, способного выполнять длительную работу высокой интенсивности.

Практика спорта высоких достижений отчетливо демонстрирует, что, как правило, тренеры, и особенно в нашей стране, эту тему упорно игнорируют. Одни ссылаются на скудость выделяемых государством средств, другие имеют альтернативное мнение, мол, все равно дай спортсменам наличные деньги на фармакологию – они тут же побегут покупать отнюдь не витамины, а смартфоны.

Организм спортсмена не должен работать на износ, поэтому особое внимание следует уделять тому, чем он питается. Только грамотное внедрение в организм может действительно  повысить результаты у того или иного атлета, – считает доктор медицинский наук, профессор Эмиль Копеевич Мухомеджанов. – На лекции на тему «Питание в экстремальных условиях мышечной деятельности» в Белорусском государственном университете физической культуры я старался образно расшифровать процессы, которые происходят в организме в процессе физической активности. Надеюсь, появилось понимание важности этого аспекта.  Зачастую тренеры даже не имеют представления о том, что есть такое понятие, как метаболическая тренировка. Все привыкли таскать штангу, много бегать и прыгать, а не комплексно подходить к совершенствованию возможностей организма спортсмена. Если мы мышцу тренируем только лишь физически, не понимая, как работает ее физиология изнутри, то это может привести к коллапсу. Зачастую от безграмотности и желания наиболее легким путем превзойти соперников такие горе-специалисты прибегают к услугам различных стимуляторов, которые так или иначе влияют на химические процессы, и запрещены  по причине того, что в принципе ведут к разрушению организма.

 Есть мнение, что наряду с тренерами и массажистами в команде непременно должны работать диетологи.

–Общеизвестно, что питание – это основа жизни. В спорте оно должно энергетически обеспечить интенсивность и длительность физической работы. Но какие специалисты эти вопросом занимаются? В Советском Союзе существовало 3 института питания  – В Москве, Киеве и филиал в Алма-Ате, а в Америке их 200. И это о чем-то говорит. Там люди доверяют врачам. А те приходят и по готовой программе морочат тем пациентам головы, которые во всю стараются сохранить здоровье. У нас же люди задумываются о здоровье, когда уже требуется помощь.

Вся работа человека как системы формируется на клеточном уровне. Но следует учесть, что клетка заблокирована от всяких посягательств извне и нужны определенные условия, чтобы проникнуть в нее. Одно открытие в области работы клетки было сделано в 1957 году. А нобелевскую премию за него дали только в 1997 году. Научное сообщество 40 лет не понимало значимость этого открытия. От разработки до внедрения нужно проделать длительный путь. На каждом этапе требуется подключать административный ресурс. Ученый объясняет, в чем достоинство продукта, а функционер или тренер, к примеру, может сказать, что результат нужен завтра, значит, давайте применим лучше допинг.

 Тема здорового питания не нова, но чаще специалисты любят жаловаться на отсутствие фармакологии.

В 1970  году тоже говорили о питании. Но некогда было ждать, когда найдут нужные продукты, поэтому был замечен крен в сторону использования «острой» фармакологии. И это касается не только анаболических стероидов, но и психотропных препаратов. Грамотные фармакологи, физиологи, биохимики, конечно, стали искать пути выхода. А тренеры не могли понять, что такое внешний стимулятор, потому что не знали тонкости регуляторных механизмов в организме. Они делали много ошибок, разрабатывая программу. И чтобы компенсировать эти погрешности, требовалось очень мощное внешнее фармакологическое воздействие для поддержания  работоспособности и здоровья спортсмена. Если бы эти препараты не применялись, спортсмены не смогли бы выдержать фантастические нагрузки. Естественные факторы регуляции на клеточном уровне были надолго забыты, а время упущено. В борьбе за Олимп в спорте  этим некогда было  заниматься. И в практике профессионального спорта  возникла проблема. Чем больше ты запланировал и выполнил нагрузки, тем по идее и результат твой должен быть выше. На каком-то начальном уровне прогресс был очевиден, однако на высоком уровне сверхнагрузки стали опасны. Работа пошла на пределе функциональных возможностей, где не было и намека на нормальное функционирование внутренних систем.

Однако в борьбе за чистоту спорта   сегодня возник другой перекос. Все что лечит и поддерживает здоровье, загнали в группу допинга. Подумаешь, Мария Шарапова принимала препарат, который улучшает деятельность сердца. Ничего плохого в этом нет. Ведь для обычных людей это средство осталось разрешенным. Его же не запретили по той причине, что оно приносит вред организму. В целом спортивное питание сейчас бестолковое. В курсе гигиены уже рационы давно были описаны, но глубокого их биохимического понимания  к сожалению еще нет.

В основе концепции питания должна лежать физиология. Перед тренировкой должна быть одна концепция питания , так как идет подготовка организма к энерготратам, после тренировки  – совсем другая. Питанием мы дисциплинируем в организме желаемый нам обмен, но кто-то может заявить, что это внешнее вторжение в нашу жизнь. Организм – система могучая и саморегулирующая. В ней всегда есть определенный резерв. Достаточно в эту систему, вовремя подать нужный компонент питания и она вновь заработает как часы, несмотря на  то, что, казалось, уже давно себя отработала. Тем не менее, незнание очень просто и быстро  ведет к  полному  разладу.Так,если в организме в процессе физической работы не хватает воды, он берет ее из крови. Если и там не хватает, возьмет ее из костей или других органов. Последствия такого функционирования организма разрушительны и зачастую необратимы.

Формально спортсмены как простые люди употребляют одну и ту же пищу.

– Мясо старой коровы и телятина – это все говядина, но только формально. Мы-то знаем, что это разные вещи. Поэтому нормальные  продукты так же как и нормальные столовые существуют только теоретически. Впрочем и все передачи о нарушенном питании не дают никакой пользы, потому что невозможно ничего исправить. Раньше был контроль санэпидемслужбы. Сейчас его нет. Задача пищевой промышленности: обмануть потребителя. В прежние годы мясо у прилавка можно было потрогать, понюхать. Сейчас все запечатано в бумажных и пластмассовых упаковках. Если у продукта плохой цвет, добавят красителя. Заставляют производителя на упаковке указывать количество белков, жиров, углеводы и  аминокислот. А потребитель что-нибудь в этом понимает? Не думаю. Я, к примеру, вообще не обращаю внимания на эти показатели. Тем более что знаю: написано одно, а в составе совсем другое. И кому надо знать процентное соотношение? Когда-то это все делали для госплана, а теперь для чего? Тогда рассчитывали сколько кому надо продукта, чтобы ноги не протянуть. А люди просто задумываются, что они могут себе позволить.

Если полвека назад наши люди могли выигрывать Олимпийские игры на картошке и сале, то сегодня даже чистых продуктов стало гораздо меньше.

– Прежде и обычные люди имели абсолютно другой образ жизни. Ввиду постоянной физической работы организму требовались белки. Нынче ситуация поменялась. Когда получили распространение компьютеры? Предположим лет 20 лет назад. А это не время, чтобы создать новую теорию питания для этих «умных» людей. Жизнь поменялась, но не поменялась идеология и стиль питания. Организм перестраивается медленнее.Нынче современной молодежи белков и жиров не надо, зато значительно повысилась потребность в углеводах. Углеводы в виде гликогена откладываются в печени. Запасать его могут только растения. А мы-то печень увеличить не можем. И попадаем в тупик. Зато истратить его можно быстро. И свято место пусто не бывает. Появится жировая инфильтрация и первая стадия цирроза. Без глюкозы мозг отомрет, поэтому он берет его из белков, которые отвечают за все функции. И здоровье улетает мгновенно.В институтах питания в основном занимаются гигиеной. Главная их задача – адекватность и сбалансированность питания.

— В условиях глобального запрета большинства фармакологических препаратов, в мире разрабатывают альтернативные источники повышения работоспособности спортсменов. Какова их эффективность? 

Китайцы уже давно взяли на вооружение пищевые добавки, повышающие работоспособность спортсменов. В частности было отмечено, что у спортсменов укрепилась периферическая нервная система, отвечающая за автоматизм движений. У нас в Казахстане спортивные диспансеры развалили, а в Поднебесной их чуть ли не 600. Вот вам и отношение к спорту.

Авицена сказал: «Наши лекарственные вещества должны быть пищевыми продуктами, а пищевые продукты лекарственными веществами». С этой точки зрения очень хорошо подходит, к примеру, фукоидан, изучением которого активно в последние годы занимаются зарубежные ученые. Это полисахарид, способствующий улучшению деятельности регуляторных систем организма. Он  открыт в 1913 году. Но в основном привлек  к себе интерес в 2005 году, когда появилась информация, что он эффективен при борьбе с раком. С тех пор количество научных публикаций на специальных научных медицинских сайтах выросло в геометрической прогрессии. В  2009 году его активно стали применять в спорте.

Фукоидан готовится из бурых водорослей. Технология производства уже отработана. В Южной Корее существуют специальные фермерские хозяйства, так называемые плантации в море на расстоянии от берега не менее километра. Считается, что для профилактики достаточно 15 мл в день. А для спортсменов фирма предлагает приятного вкуса батончики, напоминающие гематоген и напитки, насыщенные витаминами и микроэлементами. В идеологии питания главное адекватность. Мы должны добавить все компоненты в нужном соотношении. Иногда взаимоупрощения  в практике спортивного питания  идут в ущерб. Даже сбалансированное питание должно работать правильно. Почему я заинтересовался этим веществом? Потому что поразился обилию статей на высоком научном уровне на всех этапах исследования: и доклинических, и клинических. Обращаю внимание, что это не лекарство, а пищевой продукт, который стимулирует работоспособность и улучшает здоровье. И чем это не стимул для повышения работоспособности. Ведь только здоровый человек может выдержать интенсивную нагрузку и демонстрировать многие годы высокую работоспособность.

 . Мухамеджанов Эмиль Копеевич закончил лечебный факультет Алмаатинского государственного медицинского института в 1962 году. Учился 19621964 гг. в аспирантуре во Всесоюзном НИИ эндокринологии по специальности биохимия гормонов (Москва). После этого работал в лаборатории биохимии институте физиологии АН КазССР, где занимался вопросами физиологии и биохимии мышечного сокращения и защитил кандидатскую диссертацию. В 19721974 гг. заведовал лабораторией токсикологии в институте краевой патологии и в 1974 году был переведен в вновь созданный филиал института питания АМН СССР заведующим лаборатории биохимии питания. Там защитил докторскую диссертацию (биохимия) по взаимосвязи между обменом белков, жиров и углеводов на уровне аланинового цикла в зависимости от действия факторов окружающей среды (питание, алкоголь, гипокинезия). Много занимался вопросами высокогорья. Получил звание профессора по гигиене.

Особое внимание уделял разработке принципов питания спортсменов. Еще в институте питания были разработаны продукты для повышения работоспособности спортсменов, а в 2014 году получил английский патент на продукт Спортоп (GB2496119 от 22.01.2014). В патенте он называется специализированный продукт для питания больных ожирением, но по назначению продукт для питания во время физической и умственной работы. В 2015 году дополнительно работает научным консультантом в фирме ТОО Fucoidan World.  В 2017 году фирма Протэнфарма разработала для нас рецептуру шоколадного батончика ФукоБар для улучшения сбалансированности питания и повышения работоспособности спортсмена.

Беседу вела  шеф редактор журнала «Мир спорта» Инга Усенко

 

 

 

 

 

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели